Самым важным документом при ДТП является протокол. К составлению протокола
следует подойти очень ответственно, поскольку от того, насколько правильно
он составлен, в будущем зависит решение суда и возможность взыскать
ущерб.
Обычно в протоколе указывают: место составления и дату; ФИО того, кто
составлял протокол; информация об участниках ДТП; суть правонарушения;
адреса и фамилии свидетелей; адреса и фамилии потерпевших, в случае,
если они есть; пояснения нарушителя.
В случае повреждения автомобиля (нанесение материального ущерба) его
тоже нужно зафиксировать в протоколе. Независимо от того, что протокол
- основной документ, который влияет на решение суда о наличии или отсутствии
в действиях водителя нарушения ПДД, чаще всего он является констатацией
субъективного мнения работника ДПС.
Поэтому если автовладелец не согласен с выводами, которые зафиксированы
в протоколе, и уверен в своей правоте, у него есть полное право не подписывать
протокол, при этом в письменном виде изложив причины своего отказа.
Тогда в документе делается соответствующая запись.
Но лучшим вариантом является подписание протокола с изложением своей
точки зрения в графе для пояснений. Если места в графе не хватает, водитель
может продолжить "Пояснения" на отдельном бланке, который работник ГАИ
приложит к протоколу. В протоколе делается отметка о приложении к нему
данного бланка.
Если участнику ДТП сразу трудно четко и последовательно изложить свои
пояснения, то в графе для пояснений следует сделать следующую запись:
"С обстоятельствами, изложенными в протоколе, не согласен, свои пояснения
представлю позднее отдельно".
По завершению общения с инспектором необходимо получить копию протокола
разбора аварии и предоставить ее в СК.
Контроль трезвости проводят только в медицинском учреждении, а протокол
медицинского освидетельствования оформляет врач этого учреждения и подписывает
водитель.
Протокол заполняют с двух сторон. Обратная сторона листа очень важна.
На ней должен содержаться записанный собственноручно водителем анализ
происшедшего, а также признание (или непризнание) им своей вины.
Может случиться так, что водитель не знает о важности заполнения листа
с другой стороны, ознакомиться и подпишет только часть документа. Это
дает возможность дописать с другой стороны листа любые несуществующие
признания и тем самым значительно ухудшить положение человека, который
подписал протокол.
Протокол должен быть подписан сотрудником милиции и лицом, который совершил
правонарушение. Если имеются пострадавшие и свидетели они тоже должны
подписать протокол.