Renault (Рено) - французская машина, краткая история создания (продолжение).
Несмотря на широкий ассортимент компании 30-х годов, конструкция автомобилей
марки Renault не отличалась особой новизной. Исключение составили лишь
несколько моделей: Vivastella, Viva Grand Sport (6-цилиндровый двигатель
в 4085 см.куб.) и Suprastella (8-цилиндровый двигатель в 5448 см.куб.
мощностью 110 лс.). Появление этих трех моделей связывают с тем, что
компания начала свою деятельность в области авиации.
В 1938 г. предприятие Renault вернулось к выпуску малолитражных авто.
Была представлена миниатюрная марка Juvaquatre оснащенная 4-цилиндровым
мотором рабочим объемом 1003 см.куб., несущим кузовом и независимой
подвеской передних колес.
В 1940 г. Луи Рено начал финансировать проект автомобиля 4CV с двигателем,
расположенным сзади. Этот автомобиль должен был пойти в производство
сразу же после войны. Бюро перспективных разработок приступило к работе
в мае 1941 г. и вскоре представило руководству готовую деревянную модель.
Хотя немецкие оккупанты запретили производство любой техники гражданского
назначения, Луи Рено одобрил изготовление трех пробных машин, тем самым
подвергая себя и своих сотрудников большому риску. В обстановке строжайшей
секретности был сделан действующий образец авто марки 4CV, но Рено остался
недоволен результатами испытаний в сентябре 1943 г. и распорядился усовершенствовать
образец.
Во время Второй мировой войны компания Рено занималась производством
армейских грузовиков и другой военной продукции, которую использовала
фашистская Германия. В результате военных действий предприятия компании
оказались разрушенными англо-американской авиацией.
В 1944 г. после освобождения Парижа, Луи Рено обвинили в сотрудничестве
с немецкими властями и арестовали. Через два месяца после ареста, 24
октября 1944 г., в возрасте 67 лет, он скончался в тюрьме при весьма
загадочных обстоятельствах.
Предприятие Renault было национализировано и стало государственным,
став называться Regie Nationale des Usines Renault (Режи Насьональ дез
Юзин Рено).
После войны правительство де Голля поручило автомобильным компаниям
Peugeot и Citroen выпуск легковых автомобилей, а компании Renault -
производство тяжелой техники. Но получилось все совсем по-другому. Так
как проект 4CV был почти готов, то за его поддержку выступили пять министров-коммунистов
и генеральный секретарь французской компартии Морис Торез. В итоге в
1946 г. на Парижской автовыставке был представлен этот миниатюрный автомобиль.
Марка 4CV, оснащенная заднерасположенным мотором рабочим объемом 760
см.куб., стала очень популярна и производилась до 1961 г.
В производственной программе компании из довоенных марок осталась лишь
Juvaquatre (Жювакатр), выпуск которой продолжался в период с 1946 по
1959 г.г.
В 1951г. был представлен седан среднего класса марки Fregate, снабженный
двухлитровым верхнеклапанным двигателем. Машина имела классическую компоновку
и независимую подвеску всех колес, а его варианты предлагались с автоматической
коробкой передач. В 1955г. количество проданных автомобилей марки Fregate
достигло 100000 экземпляров.
В следующем году компания создала компактный Dauphine (Дофин). На нем
был установлен 30-сильный мотор заднего расположения рабочим объемом
845 см.куб., а в 1958 г. вышел Dauphine Gordini (Дофин Гордини), на
котором мощность двигателя была увеличена на 7 лс.
Автомобиль Dauphine задумывался как модель, которая бы заняла нишу между
4CV и Fregate. Первый прототип марки был представлен еще в июне 1952
г. Затем было изготовлено четыре опытных образца, которые выдержали
интенсивные тесты испытаний, пройдя более 3 млн. км.
Первая серия Dauphine сошла с конвейера завода во Флэне. Машина понравилась
покупателям эффектным дизайном кузова с характерными округлыми формами.
Его картер, а также ведущие полуоси и подвеска задних колес были такими
же, как и у автомобиля марки 4CV. Покупатель по желанию мог заказать
электромагнитное автоматическое сцепление системы Ferlec, облегчавшее
управление. В 1956 г. в гонке Милле Милья автомобили марки Dauphine
завоевали первых четыре места в своем классе. 1960 год. Объем производства
автомобиля Dauphine опередил все другие французские марки. До 1968 г.было
продано около двух млн. штук.
В 1959 г. на основе марки Dauphine была сконструирована элегантная спортивная
машина Floride, а в 1961 г. на смену устаревшей 4CV пришла новая модель
R4 с двигателем рабочим объемом 748 см.куб.
В 1962 г. компания Renault приступила к выпуску заднемоторного автомобиля
марки R8 с двигателем в 956 см.куб. мощностью 48 лс. Это был первый
массовый автомобиль с дисковыми тормозами на всех колесах. Затем последовали
модификации R8S, R8 Major и R8 Gordini.
Через три года была выпущена переднеприводная марка 16 с мотором объемом
1470 см.куб., которая была полностью изготовлена из алюминиевых сплавов
и стала первой массовой моделью с трансформируемым кузовом. Начиная
с этого года произошли изменения в обозначении моделей - буква R была
исключена из них.
В 1969 г. компания Рено начала выпуск более просторой марки 6 с мотором
в 845 см.куб.
В 1970 был создан 4-дверный седан 12 с 1,3-л 54-сильным двигателем.
В 1972 г. представлено семейство 3-дверных хэтчбеков 15 и 2-дверных
купе 17 спортивного стиля с моторами в 1289 и 1565 см.куб. мощностью
от 60 до 108 лс.
Ассортимент фирмы пополнился малолитражной машиной Renault 5, которая
понравилась автомобилистам во многих странах и стала очень популярна
во всей Европе.
Компактная и практичная пятая модель была укомплектована моторами рабочим
объемом 782 или 956 см. куб. мощностью 36 или 47 лс. и отличалась высокой
топливной экономичностью. Для этой модели была разработана новая мягкая
пружинно-торсионная подвеска, прекрасно зарекомендовавшая себя на грунтовых
дорогах во Франции.
С самого начала автомобиль марки Renault 5 был оснащен 4-цилиндровым
мотором рабочим объемом 782 см. куб., но вскоре на рынке появилось множество
его модификаций с различными двигателями. Самая дешевая получила двигатель
в 750 см. куб., а на более дорогих ставили двигатели в 1289 см.куб.
мощностью 42 лс.
1973 год. Компания прекратила выпуск модели 8 и полностью перешла на
производство только переднеприводных автомобилей.
В 1974 г. Рено взяла под свой контроль известную компанию по производству
грузовиков Mack Trucks Inc.
В 1975 г. был выпущен 5-дверный хэтчбек марки 30 (второй послевоенный
автомобиль среднего класса после Fregate). Был оснащен силовым агрегатом
с мотором V6 в 2664 см. куб. мощностью 131 лс. и имел переднеприводную
компоновку.
1976 год. Автомобиль Renault 5 Alpine, укомплектованный 1,4-л двигателем
в 93 лс. и колесами из легкого сплава.
Вскоре был создан Renault 5 Turbo с турбонаддувным двигателем мощностью
160 лс. Кроме дизайна кузова он не имел ничего общего с серийными моделями.
Это был двухместный спортивный автомобиль с центральным расположением
мотора, который предназначался исключительно для кольцевых гонок и ралли.
Одновременно был сконструирован автомобиль среднего класса 20, который
получил кузов от модели 30 и 1,6-л силовой агрегат с двигателем мощностью
90 лс.
В 1978 г. начался выпуск более компактного седана 18 с мотороми в 1397
и 1647 см.куб. мощностью 64 и 79 лс.
По соглашению с American Motors, Америкэн Моторс Renault стала продавать
свои авто в США.
В 1980 г. на шасси 18 было представлено спортивное купе Fuego (Фуэго),
которое предлагалось в семи модификациях с двигателями рабочим объемом
1289; 1565 и 1995 см.куб. Одновременно в производственную программу
был включен спортивный R5 с оборудованным турбонаддувом двигателем в
160 лс. Мотор располагался за спинками передних сидений, а ведущими
были задние колеса.
В 80-е годы поток новых моделей марки Renault не ослабевал.
В 1982 г. был создан небольшой седан марки 9, который удостоился звания
"Автомобиль года". Он был унифицирован по шасси с моделью 14. В Соединенных
Штатах продавался дилерами American Motors под маркой Alliance (Альянс).
В 1984 г. были представлены сразу три новых автомобиля. После того,
как с производства сняли серию 14 ей на замену пришел однотипный хэтчбек
марки 11, на котором были установлены двигатели 1,1 и 1,4 л мощностью
от 48 до 105 лс.
Преемником марок среднего класса 20 и 30 стал хэтчбек типа 25 с моторами
рабочим объемом от 2 до 3 л мощностью 64-144 лс. Также появился оригинальный
универсал повышенной вместимости марки Espace (Эспас), который несколько
лет был единственной европейской машиной этого класса.
В 1985-м пришло время обновить машину серии 5. Ей на смену пришел чуть
больший Super 5 (Супер 5) с поперечно расположенным силовым агрегатом.
Компания Renault решила не менять обозначение столь известного автомобиля.
В этом же году в ассортименте Renault появилась первая настоящая спортивная
марка Alpine (Альпин V8), сменившая свою марку на Renault.
В 1986г. модели семейства 18 были заменены на однотипные, но более просторные
автомобили среднего класса 21.
В 1987 г. созданы пятидверные универсалы Nevada на шасси 21.
1989 год. В свет выходит серия 19, а в 1990 г. был представлен однотипный
седан марки Chamade (Шамад).
В 1991 г. был создан Clio (Клио), который позже получил звание "Автомобиль
года". Все следующие модели 90-х получили собственные имена.
Модель Clio 1997 г. предлагалась с 6 различными бензиновыми и дизельными
моторами рабочим объемом 1,1-1,9 л мощностью 58-109 лс.
В 1993 г. компания Renault разработала оригинальный однообъемный автомобиль
малого класса марки Twingo (Твинго), в котором благодаря продуманной
компоновке удалось достичь максимального объема салона при минимальных
внешних размерах.4 -х местный кузов был изготовлен таким образом, что
находящиеся в салоне люди, чувствовали себя сидящими в автомобиле полноценного
малого класса. Задние сиденья отодвигались назад на 170 мм. В 1995 г.
была создана самая популярная серия Megane (Меган), которая предлагалась
с несколькими различными типами кузовов и моторами в 1,4-2,0 л мощностью
64-150 лс.
В течение года на потребительский рынок, один за другим, вышли 3- и
5-дверные хэтчбеки, 4-дверный седан Megane Classic, купе и 5-дверный
компактный универсал повышенной вместимости Megane Scenic.
Старт новой серии оказался очень успешным. Никто из конкурентов не имел
подобного разнообразия.
В ассортименте серии Megane находятся бензиновые моторы рабочим объемом
1390; 1598 и 1998 см.куб. и дизель с турбонаддувом в 1870 см.куб. Двигатель
Есо-1.4, мощностью 70 лс., который устанавливается на хэтчбеки, обеспечивает
хорошие динамические качества и прекрасную топливную экономичность.
Самым мощным 16-клапанным 2-л двигателем в 150 лс. комплектуются купе.
Этот вариант развивает максимальную скорость до 215 км/ч.
Создание универсала Scenic стало сенсацией, так как европейских автомобилей
такого типа в малом классе еще не было. Автомобилю Scenic присвоили
звание "Автомобиль 1997 года".
В 1993 г. компания представляет в среднем классе 5-дверный хэтчбек Laguna.
В 1997 г. он предлагается с новым 3-л 190-сильным мотором V6. За ним
следует более дорогой и солидный автомобиль в ассортименте Renault -
хэтчбек Safrane (Сафран), который выпускается с 1992 г. Эта модель является
самой комфортабельной и просторной в ассортименте компании. Она комплектуется
4- и 6-цилиндровыми двигателями, которые расположены поперечно, за счет
чего увеличился объем салона.
В сентябре 1996 года модель Safrane модернизирована и теперь предлагается
с тремя типами двигателей. Среди них: рядные 4- и 5-цилиндровые рабочим
объемом 1948 и 2435 см.куб., развивающие соответственно 136 и 165 лс.,
а также 3-л двигатель V6 в 167 лс. Все они снабжены системой впрыска
топлива с электронным управлением, механической или автоматической коробкой
передач. Автомобиль с автоматической гидромеханической коробкой передач
развивает скорость 210 км/ч и с места разгоняется до 100 км/ч за 10,2
с.
Начиная с 1995 г. на бывшем заводе Alpine
в Дьеппе, который был присоединен к Renault, начали производство двухместного
кабриолета под названием Sport Spider (Спорт Спидер).
2-л 16-клапанный двигатель от серийных моделей был модернизирован известной
гоночной компанией Williams. Мотор поместили в центральной части низкого
шасси, собранного из алюминиевых конструкций с двумя подрамниками, к
которым были прикреплены силовые агрегаты и подвески. Над привлекательностью
кузова поработали дизайнеры Кристиан Концен и Патрик Ле Кэман, которые
изготовили его из композитного материала.
Автомобиль имеет мощную дугу безопасности за сиденьями, габаритная высота
по которой составляет всего 1250 мм. Выступающие из боковин воздухозаборники
выполнены как у гоночных автомобилей. Особую привлекательность Sport
Spider придает двухцветная окраска кузова и отделка интерьера в комбинация
желтого и черного цвета. Двери при открывании, распахиваясь в стороны,
приподнимаются вверх. Легкий Sport Spider рассчитан на любителей скоростных
поездок на свежем воздухе и потому лишен тента или съемной крыши, с
места он разгоняется до 100 км/ч всего за 6,9 с.
В 1997 г.был создан малогабаритный автомобиль марки Renault Kangoo (Канго).
Переднеприводный авто имеет длину около четырех метров с непривычно
высокой крышей с габаритной высотой в 1827 мм и вмещающий пять человек.
Объем грузового отсека составляет 0,65 м.куб. При снятых задних сиденьях
Kangoo превращается в довольно вместительный фургон с полезным объемом
грузового отсека 2,4 м.куб.
Особенностью этих небольших машин стали три боковые двери (две передние
распашные и одна задняя с правой стороны кузова - сдвижная). Сзади имеется
двухстворчатая дверь. В Kangoo предусмотрено множество мелочей для удобства
пассажиров: многочисленные карманы и емкости в салоне, подстаканники
в боковинах дверей, вещевая полка над лобовым стеклом, откидная панель
в задней части крыши для негабаритных грузов. Автомобиль Kangoo разработан
на шасси Megane и предлагается в многочисленных исполнениях с бензиновыми
и дизельными двигателями рабочим объемом 1,2-1,9 л, только с механической
коробкой передач.
Замыкает модельный ряд французской автомобильной компани Рено обновленный
универсал Espace (Эспас) в семейство которого в 1997 г. вошел длиннобазный
вариант Grand Espace (Гранд Эспас).
Свое столетие, в 1998 г., компания отметила выходом нового Clio 2. В
Женеве были представлены проекты: Zo, с первым в Европе бензиновым мотором
прямого впрыскивания и проект Vel Satis.
В 1999 г. Renault заключила договор о сотрудничестве с автоконцерном
Nissan. В этом же году была сконструирована модель Avantime на базе
Renault Espace. С этим автомобилем французская компания действительно
опередила время, (именно так переводится название Avantime), решив из
минивэна сделать автомобиль представительского класса.
В 2000 году в Женеве был представлен вездеход марки Koleos.
Команда марки Renault неоднократно берет призы в Формуле-1, в гонках
Ле-Мана, ралли Париж-Дакар и других престижных автосоревнованиях. С
Renault сотрудничают выдающиеся автогонщики наших дней - Михаэль Шумахер,
Найджел Мэнселл, Ален Прост.