Citroen (Ситроен). Французские марки автомобилей. Французские автомобили.
Citroen (Ситроен) - французская автомобильная марка, краткая история создания.
История создания французского автомобиля марки "Citroen" (Ситроен) начинается с Андре Ситроена (Andre Citroen), а датой основания
компании "Акционерное общество Ситроен" (Societe anonyme Andre Citroen) считается 1919 год.
По национальности он был евреем, а также масоном, который вступил Lodge
of La Philosophie Positive в Париже.
Незадолго до Первой мировой войны Андре купил участок земли на набережной
Жавель к юго-западу от центра Парижа. Там он возвел новейший по тем
временам завод по производству боеприпасов.
Он его оборудовал по последнему слову техники. Во время войны завод
выпускал до 55 тыс. снарядов и патронов в день. На выпуске боеприпасов
оттачивались технологии по массовому производству автомобилей.
В 1912 г. Ситроен съездил в Детройт, где посетил завод Форд. Он был поражен увиденным.
До 1917 года на трассе между Роанном и Ке-де-Жавель проходили испытания порядка десяти автомобилей различных марок.
В секрете от всех Ситроен разбирал и испытывал на своем заводе такие марки американских автомобилей как: "Бьюик", "Нэш", "Студебеккер" и
параллельно изучал возможность серийного производства. В результате первый "Citroen" стал одновременно и первым серийно производимым
автомобилем в Европе.
Ситроен стремился к массовому производству дешевых автомобилей и для этого, первый в Европе, применил конвейерный метод Генри Форда.
В 1921 г. им был создан специальный склад запчастей для автовладельцев.
Следующий год. В городке Леваллю, расположенном под Парижем, на взятом в аренду заводе начинается выпуск автомобилей. Там же налаживают
производство запчастей.
В 1923 году запускается завод в Сант-Шарле. На нем выпускают коробки скоростей для 5CV.
В этом же году, на основном заводе, который располагается на набережной
Жавель, установили первый конвейер, что позволило выпускать по сто авто
в день. В Лондоне появилось дочернее предприятие "Citroen Cars Ltd".
В 1924 - Андре Ситроен начинает создавать международную сеть по продаже своих автомобилей и создает дочерние компании в Брюсселе, Амстердаме,
Милане, Женеве, Копенгагене и других городах. Также он начал деловые отношения с американским инженером Edward G. Budd, который разрабатывал
нержавеющие кузова для железнодорожных вагонов.
В 1925 году Андре продолжает работать над расширением дилерской сети
и в результате его трудов, компания "Citroen" стала первой в Европе
в 20-е годы, которая имела собственную дилерскую сеть.
В следующем году запускается первый сборочный завод в Бельгии, второй - в Англии, а несколько позже в Германии и Италии.
В 1927 г. в Гутенберге запускается очередной завод. Он предназначен для выпуска двигателей и коробок скоростей.
В 1928 году "Citroen" представил первый стальной кузов в Европе, а вскоре представил марку "Traction Avant", созданную Андре Лефебром и его
группой.
Автомобиль был настолько
прогрессивным в техническом плане, что у него даже не было конкурентов. "Traction Avant" имела три принципиально новые характеристики:
монолитный кузов, независимая подвеска передних колес и привод передних колес.
Через два года - новый завод в Клиши. В Осло зарегистрировано дочернее предприятие "Norks Citroen A/S".
Быстрое развитие марки "Traction Avant" было слишком дорогим и амбициозным. Это привело к финансовому краху компании, было утрачено
доверие среди кредитных компаний и потере оборотного капитала. Чтобы не допустить банкротства "Citroen", правительство Франции предложило
компании "Michelin", которая являлась самым большим кредитором, взять компанию под свой финансовый контроль.
Компании "Michelin" повезло что марку "Traction Avant" приняли на рынке и поэтому они продолжили ее производство.
Из-за всех этих потрясений Андре Ситроен отошел от дел и уединился в своем доме.Он тяжело заболел.
В январе 1935 года Ситроена вынуждают передать контрольный пакет акций компании и отстраняют от дел. 31 числа он слагает с себя полномочия
президента. Власть переходит к группе, состоящей из трех человек: Пьера Мишлена, Поля Францена и Этьена де Кастеля. После этих событий Ситроен больше
не появлялся на заводе. Третьего июля 1935 года он умер в результате обострившейся язвы.
В период своего руководства компанией (1919-1934г.г.) Андре Ситроен добился лидирующего положения в сфере производства автомобилей.
Эта компания первая использовала идею продажи машин в кредит и предоставлении годичной гарантии.
И самое основное, чем прославилась компания - это выпуск "Traction Avant",
что в переводе на русский - "Передний привод". Они начали эпоху переднеприводных
автомобилей.
До 1940 года в компании не происходило каких-либо особенных событий.
Во время Второй мировой войны был разрушен завод на набережной Жавель.
Но выпуск машин все равно продолжался. Инженеры "Citroen" в тайне продолжали
свою работу и разрабатывали концепции, которые позже, в 1948 году вывели
на рынок марки 2CV и DS.
Марка 2CV имела двигатель 12 лс. Эта модель оставалась в производстве с некоторыми небольшими изменениями вплоть до 1990 года.
В 1955 г. был создан автомобиль марки DS с пневмогидравлической автоматической системой подвеса. Также эта модель была первой машиной с дисковыми
тормозами. Характерными чертами этой марки было рулевое управление с усилителем, гидроусилитель тормозов и модернизированное подвесное
устройство, а с 1968 года появились фары указателя поворота.
Система высокого давления была использована для активирования штоков поршня в коробке передач,
чтобы переключать передачи в трансмиссии и выключать сцепление на Citromatic, полуавтоматической трансмиссии "Citroen".
Рычаг, который распологался прямо перед дверью водителя, позволял ему установить высоту машины. На моделях с правосторонним управлением этот
рычаг находился за правой ногой водителя. Регулирование высоты подвески позволило преодолевать препятствия, переезжать мелководье и менять
колеса.
В 1960 г. был подписан контракт с компанией Tomos на выпуск 2CV. В Аргентине началась сборка 2CV и Ami.
В 1961 г.- завод в Rennes-la Janais начинает выпускать Ami 6, а завод в Нонтре - изготавливает кузовные детали.
В 1962 - созданы торговые компании в Канаде и Австралии.
В следующем году был куплен завод Каен и подписан договор с компанией Sedica о сборке 2CV и 3CV.
1964 г. - в Португалии начался выпуск 2CV. С немецкой компанией NSU Motorenwerke подписано соглашение о создании роторно-поршневого
двигателя и его выпуске на совместном предприятии "Comobil".
В 1968 г. произошла реконструкция деятельности "Citroen" под руководством
новой холдинговой компании "Citroen SA". Фирма "Michelin" стала держателем
контрольного пакета акций "Citroen" и 49% своей доли продала компании
"Fiat".
В этом же году "Citroen" выкупила итальянского производителя спортивных машин "Maserati" и выпустила туристский автомобиль марки SM, с
двигателем V6 Maserati engine и системой рулевого управления DIRAVI.
1973 - вступает в строй завод в Aulnay-sous-Bois (вместо завода на набережной Жавель). В то же самое время "Fiat"
отказывается от участия в совместном предприятии и возвращает свои 49% "Michelin", но продолжает сотрудничать с "Citroen" в некоторых
начинаниях.
В 1974 году произошло значительное событие. Французское правительство устроило переговоры между "Michelin" и "Peugeot", на которых
было принято решение о слиянии двух компаний. Этот процесс завершился в мае 1976 г.
В мае 1975 года "Peugeot" продала марку "Maserati" компании De Tomaso. Итальянская фирма быстро смогла продвинуть на рынок положительный образ
марки "Maserati".
1982 г. - головной офис компании, который 68 лет находился на набережной Жавель, переехал на новое место в местечко Нейи-сюр-Сен
под Парижем.
В 1984 г. в Румынии начал работу завод Oltcit, строительство которого
велось на основании Франко- Румынского соглашения от 1976 года.
В 1985 году - "Citroen" меняет цвета с сине-желтого на белый и красный. В декабре прекратили работу заводы в Клиши и
Нантре.
1986 год. После шести лет финансовых потерь появляются предпосылки к улучшению ситуации.
1987 - компания "Citroen"
приобретает суперкомпьютер Cray XMP/14. Объявлена 5-ти летняя гарантия от сквозной коррозии. На заводе в Tremery на новых
линиях начата сборка бензинового двигателя XU2. Эти линии позволили выпускать семьдесят различных типов двигателей, включая 16-ти клапанные.
1989 г. Созданная вместе с "Mazda" дилерская сеть начинает продавать в Японии машины "Citroen".
В 1994 году начата реализация проекта Антарес, который призван вывести
заводы "Citroen" в первую тройку в своих категориях, в мире. В феврале
открываются представительства в Польше и Венгрии. В этом же месяце Xantia
выигрывает 23-й международный приз. Появляется Evasion - продукт кооперации
"Fiat", "Peugeot" и "Citroen".
1996-1997 - увеличивается выпуск машин. Появление SAXO и Xsara.
Автомобили марки "Citroen" известны своей долговечностью: многие модели CX пропутешествовали более 400,000 км. Одна из самых больших фабрик
находится в Виго, Испания.
В 2003 году согласно докладу группы PSA Peugeot Citroen, компания Citroen продала 1,372,500 автомобилей своей марки.