Salmson (Сальмсон). Французские автомобили. Французские марки машин.
Salmson (Сальмсон) - марка французского автомобиля, краткая история создания.
История французской автомобильной марки Salmson (Сальмсон) начинается с Эмиль Сальмсона, который начинал свою карьеру в авиапромышленности.
Он купил
лицензию на строительство звездообразных двигателей марки Canton-Unne и создал предприятие, которое выпускало 7- и 9-цилиндровые авиационные
двигатели.
Во время Первой Мировой войны Эмиль Сальмсон умер, но его сыновья продолжили дело, переключившись в 1919 г. на производство
автомобилей. Первая машина оказалась лицензионной копией легкого спортивного автомобиля английской фирмы GN.
В 1921г. компания Salmson представила модель собственной конструкции с четырехцилиндровым мотором водяного охлаждения рабочим объемом 1086 см.куб.,
который был разработал Эмиль Пети, во время войны занимавшегося строительством аэропланов.
Особенностью двигателя этой модели стали полусферические камеры сгорания и механизм газораспределения с одной штангой толкателя на цилиндр,
которая при движении в одну сторону приводила впускной клапан, при обратном ходе - выпускной. С двигателем блокировалась механическая
трех-ступенчатая коробка передач. Цепной привод задних колес, который применялся на первом авто, заменили карданной передачей.
Одновременно Эмиль Пети форсировал двигатель с верхним распределительным валом.
В 1921 г. автогонщик Андре Ломбар завоевал Большой приз в Ле Мане на автомобиле с этим двигателем.
С 1922 г. автомобиль стал основным в ассортименте фирмы Salmson и получил название AL.
В 1923г. компания начала серийный выпуск нового мотора рабочим объемом 1194 см.куб. с двумя верхними распределительными валами, который
устанавливался на более прочное шасси Salmson-D (10CV) с подвеской заднего моста на двух четверть-эллиптических рессорах.
1925 год. На основе марки AL создан спортивный авто VAL-3 с передней подвеской на полуэллиптических рессорах.
В 1926 г. было усилено шасси, а также были установлены передние барабанные тормоза и новый задний ведущий мост с дифференциалом. Эта
конструкция послужила базой для двух следующих спортивных авто - Salmson-GS с трех-ступенчатой коробкой передач и GSS с четырех-ступенчатой
коробкой передач.
Осенью 1929 г. компания Salmson произвела серию легковых автомобилей марки S-4 с 1,3-л двигателем с чугунным блоком цилиндров и двумя
верхними распределительными валами. Но кузова новых авто оказались слишком тяжелыми, и поэтому рабочий объем двигателя модели S-4C 1931 г.
увеличили до 1465 см.куб, S-4D 1936 г. - до 1595 см.куб.
В период с 1934 по 1939 г.г.обе эти модели выпускал филиал компании в Англии - British Salmson.
В 1937 г. на длиннобазной модели S-4DA рабочий объем двигателя увеличился до 1730 см.куб.
Ее развитием стала S4-61. В этом же году на автомобиле S-4Е рабочий объем мотора достиг величины 2320 см.куб. В
Англии подобный автомобиль типа 20/90НР оснащался шестицилиндровым мотором в 2590 см.куб, но был выпущен в очень небольшом количестве.
В 1947г. было возобновлено производство марок S4-61 и S-4E. Это были слегка измененные варианты 1939 г.
1951 год. В свет выходит седан марки Randonnee с 2,3-л двигателем. Компания разработала новый четырехцилиндровый мотор рабочим объемом
2217 см.куб. с алюминиевыми блоком цилиндров и головкой блока и двумя верхними распределительными валами. Этим двигателем были оснащены
седаны и кабриолеты новых марок G-72 и Е-72, а также спортивный автомобиль G-85.
Специальные варианты гоночной G-85 одержали не одну победу на этапах ралли 1953-1954 г.г. В 1955 г.был создан
элегантный кабриолет марки Salmson-23005 с 2,3-л двигателем в 110 лс. Его максимальная скорость достигала 180
км/ч.
В 1956 г. предполагалось запустить в производство модификацию серии G-72 с увеличенной колесной базой и новым 4-дверным кузовом, но
она так и не увидела свет. Устаревшие конструкции машин не пользовались спросом и в 1957 г. компания Salmson отказалась от дальнейшего выпуска
автомобилей.